Регистрация рождения и смерти в Индии осуществляется на основе одноимённого Закона от 1969 года (Birth and Death Registration Act, 1969), а также Правил регистрации рождения и смерти от 1999 года (Birth and Death Registration Rules, 1999). Закон и Правила вступили в силу после их публикации в большинстве штатов Индии. Некоторые штаты и союзные территории страны, например Гоа, на их базе принимали свои отдельные законы и правила.

В соответствии с законодательством события, касающиеся гражданского состояния лица, то есть рождение (Birth), мертворождение (Still birth) и смерть (Death), произошедшие на территории Индии, должны быть в обязательном порядке зарегистрированы.

Органами, компетентными осуществлять регистрацию актов гражданского состояния на территории Индии, являются Бюро регистрации рождения и смерти муниципальных советов городов (районов крупных городов) или администраций сельских поселений (панчайтов).

Представителями государства, уполномоченными на регистрацию актов гражданского состояния на местах, являются лица, имеющие статус Регистратора (Registrar). Как правило такой статус присваивается руководителю муниципального совета или секретарю (руководителю) администрации сельского поселения (панчаята).  Для непосредственного руководства и организации деятельности органа ЗАГС в муниципальных советах назначаются один или несколько Суб-Регистраторов (Sub-Registrar), имеющих право подписи под документами. В сельских поселениях работу в области ЗАГС, как правило, ведёт специально назначенный сотрудник, право подписи при этом сохраняется только за руководителем администрации (секретарём).

В соответствии с законодательством события, относящиеся к области ЗАГС, могут происходить в жилом помещении (по месту жительства, вне места жительства), в каком-либо учреждении (медицинском, немедицинском) или в иных местах (публичных, непубличных). В зависимости от места определяется круг лиц, которые могут выступать в роли заявителя, обязанного сообщить Регистратору о случившемся факте.

Если событие произошло в жилом помещении, заявителем (в иерархическом порядке) должен выступать:

- домовладелец;

- ближайший родственник домовладельца, присутствующий в доме в период события;

- старейшее лицо мужского пола, присутствующее в доме в период события;

- старейшее лицо женского пола, присутствующее в доме в период события.

Если рождение или смерть имели место в медицинском учреждении, заявителем должен быть врач или иное лицо, назначенное для этих целей медицинским учреждением.

О событии, произошедшем в учреждении немедицинского профиля, например, тюрьме, отеле, и т.д., заявление должен подавать руководитель этого учреждения. 

Если рождение или смерть случились в публичном месте заявителем должен выступать руководитель муниципального образования или руководитель территориально компетентного полицейского участка.

Если событие произошло в транспортном средстве (автомобиль, корабль, самолёт, и т.д.), заявителем назначается водитель, капитан корабля или командир воздушного судна.

В иных случаях заявителем должно являться присутствующее при событии лицо, например, при рождении на плантации – управляющий сельхозработами, в случае же смерти - сотрудник полиции, ведущий дознание.

Заявление о рождении или смерти должно подаваться в течение 21 дня с даты события. Для этих целей заявителю требуется от руки заполнить соответствующие бланки Формы 1 – для рождения, Формы 2 – для смерти и Формы 3 – для мертворождения. Вышеуказанными формами снабжаются все медицинские учреждения, полицейские участки и непосредственно бюро регистрации рождения и смерти. Регистрация осуществляется бесплатно.

В зависимости от места рождения или причины смерти заявления должны сопровождаться разными документами.

В случае рождения ребёнка в государственном медицинском учреждении, оно направляет в Бюро регистрации рождения и смерти только заполненный бланк заявления (Форма 1).

При рождении ребёнка в частной клинике или в присутствии частнопрактикующего врача, заявление о рождении должно сопровождаться справкой из клиники или от врача с обязательным указанием даты рождения, пола ребёнка и личных данных матери.

В случае рождения ребёнка вне контроля медицинских работников заявление о рождении должно подкрепляться письменными заявлениями двух свидетелей, подтверждающих произошедшее событие.

Если смерть произошла в государственном медицинском учреждении по причине болезни, клиника направляет в Бюро регистрации рождения или смерти только заполненный бланк заявления (Форма 2).

При наступлении смерти в частной клинике или под контролем частнопрактикующего врача по естественным причинам, к заявлению должна прилагаться медицинская справка о смерти из клиники или от врача с указанием вызвавшей её болезни.

 В случае смерти, причина которой неизвестна или имеет криминальный характер, в обязательном порядке должно производиться вскрытие. В таком случае заявление о смерти подаётся в орган ЗАГС исключительно территориально компетентным полицейским участком в сопровождении постановления о регистрации смерти, копии страницы результатов вскрытия, на которой указана причина смерти, а также копии документа, удостоверяющего личность погибшего.

Если регистрация осуществляется по истечению 21 дня с даты события то, она считается запоздалой и процедура различается в зависимости от следующих периодов просрочки:

- между 21 и 30 днём;

- свыше 30 дней, но менее одного года;

- более одного года.

Регистрация, осуществляемая в период между 21 и 30 днём, требует от заявителя оплаты пошлины в размере 2 индийских рупий.

Регистрация в период от 30 дней до одного года производится с письменного разрешения вышестоящей инстанции, при предъявлении со стороны заявителя заверенного нотариусом аффидавита с объяснением причин запоздалой регистрации и оплаты пошлины в размере 5 индийских рупий.

Рождение или смерть, не зарегистрированные по истечение одного года с даты события, могут быть внесены в учёты только по постановлению суда первого класса после проверки обстоятельств, подтверждения состоявшегося факта и оплаты пошлины в размере 10 рупий.

Если информация о событии была подана в установленные сроки, но регистрация в учётах или выдача сертификата о рождении или смерти не были произведены, то такая регистрация не считается запоздалой и производится органами ЗАГС без взимания гербового сбора.

В соответствии с местными индийскими традициями при регистрации рождения ребёнку, как правило, присваивается временное имя (оно может оставаться постоянным). Допускается также регистрация рождения ребёнка без имени, в актовой записи в такой ситуации указываются только данные на родителей, дата рождения и пол ребёнка. В соответствии с законодательством Регистратор обязан внести имя ребёнка в актовую запись до достижения им 15 летнего возраста.

Для присвоения ребёнку имени родители должны лично обратиться в Бюро регистрации рождения и смерти, указать выбранное ими имя в соответствующем бланке заявления, которое в последствии хранится в качестве приложения к актовой записи.

В течение 12 месяцев родители могут дать имя ребёнку или изменить его без уплаты пошлины, за рамками этого срока подобные изменения актовой записи требуют уплаты дополнительного сбора.

Бланки заявлений о рождении, смерти и мертворождении состоят из трёх отрывных частей. Первая часть является собственно актовой записью; вторая – статистической информацией, направляемой в вышестоящую инстанцию, третья - первичным сертификатом, выдаваемым на руки заявителю.

При регистрации рождения, смерти или мертворождения на всех трёх частях заявления проставляются номер, дата и географические реквизиты (название и код района, города, сельского поселения). Ежегодно с 1 января актовым записям присваивается первый порядковый номер.

Первые отрывные части Форм 1,2 и 3, в которых сосредоточена основная информация о фигуранте, после завершения процесса регистрации превращаются непосредственно в актовые записи, из них формируются регистрационные книги (файлы).

Вторые отрывные части, содержащие статистическую информацию, ежемесячно направляются в вышестоящую инстанцию.

Третьи отрывные части являются первичными сертификатами о рождении или смерти. Их выдача является обязательной при регистрации и освобождена от уплаты государственных сборов.

 Законом об информационных технологиях от 2000 года (IT Act, 2000) учёты рождения и смерти помимо бумажного формата разрешено формировать в электронном виде.

Бюро регистрации рождения и смерти, использующие для формирования учётов ЗАГС электронную систему, при подаче заявления вводят информацию в базу данных и осуществляют первичную выдачу сертификатов в виде распечатки из системы, не используя отрывные бланки соответствующих форм.

Сертификаты о рождении и смерти являются бессрочными. В то же время, для проведения различного рода процедур, получения удостоверяющих личность документов и т.д. в Индии требуется предъявление актуализированного сертификата в оригинале. В этой связи получение повторных сертификатов о рождении и смерти может производится неограниченное количество раз и требует оплаты пошлины в размере 10 индийских рупий.

В случае отсутствия регистрации рождения или смерти в учётах ЗАГС заявителю может быть выдан соответствующий сертификат (Форма 10), требующийся, например, при проведении процедуры запоздалой регистрации через суд.